Biomedical Chemistry: Research and Methods 2024, 7(1), e00208

Рифампицин ингибирует экспрессию TLR4 и IL1β и повышает жизнеспособность клеток SH-SY5Y после длительного воздействия этанола в эксперименте in vitro

М.И. Айрапетов1,2*, С.О. Ереско1,3, А.C. Рогова4,5, Е.Р. Бычков1, А.А. Лебедев 1, П.Д. Шабанов 1,2

1Институт экспериментальной медицины, 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, 12;
e-mail: *interleukin1b@gmail.com

2Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, 6

3Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова,
195067, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41

4Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 197022, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9

5Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Ключевые слова: этанол; нейровоспаление; TLR4; SH-SY5Y; рифампицин

DOI: 10.18097/BMCRM00208

ВВЕДЕНИЕ

Хроническое поступление этанола в организм служит причиной развития нейровоспалительных и нейродегенеративных процессов в головном мозге [1-5]. Существуют предположения, что такие события усугубляют ход развития алкоголизма, ускоряя развитие более тяжелых форм алкогольной зависимости [2-4]. С целью коррекции таких состояний представляется актуальным проведение исследований по поиску новых потенциальных нейропротекторных средств, которые будут направлены на устранение причин развивающихся нейродегенерации и нейровоспаления [5]. Однако существует сложность в понимании того, каким образом поступающий в организм этанол опосредует развитие таких событий: способен ли этанол напрямую запускать развитие различных форм гибели нервных клеток или это эффект зависит от синтеза провоспалительных соединений, запускающих процесс гибели нейронов впоследствии посредством паракринных и эндокринных воздействий. Таким образом, представляется интересным изучение воздействия этанола на отдельные типы клеток нервной ткани в экспериментах in vitro.

Длительная алкоголизация приводит к активации путей TLR4-сигнализации, что служит причиной повышенной экспрессии провоспалительных генов, а ингибирование TLR4-зависимых путей передачи сигналов снижает развитие нейровоспаления [1-5]. Имеются сведения, что антибиотик рифампицин (Rif) способен устранять признаки нейровоспаления [6-10] Предполагается, что эффект реализуется посредством взаимодействия Rif с MD2 (миелоидный фактор дифференцировки 2) – корецептором TLR4,– что может приводить к снижению активности TLR4-сигнализации [11-12].

Цель нашей работы заключалась в оценке жизнеспособности и состояния экспрессии генов Tlr4 и Il1b при добавлении Rif в эксперименте in vitro к культуре клеток нейробластомы человека SH-SY5Y до и после длительного воздействия этанола.

МЕТОДИКА

Клеточная культура SH-SY5Y

Культивирование клеток SH-SY5Y проводили в среде DMEM, содержащей 10% фетальной бычьей сыворотки («Capricorn Scientific», США в увлажненной атмосфере, содержащей 5% CO2 37°С. Далее клетки помещали в 96-луночный планшет. Длительное воздействие алкоголя моделировали путем добавления этанола (100 мМ) в культивируемую среду на 24 ч (5 лунок).

Жизнеспособность клеток

Оценку жизнеспособности клеток после инкубации проводили с помощью AlamarBlue-анализа [13]. Для этого после инкубации клеток удаляли клеточную среду и добавляли АlamarBlue («Sigma-Aldrich», США) (10% w/w) к каждой лунке. Лунки инкубировалив течение 4 ч при 5% CO2 и 37°C и повторно проверяли на изменение цвета. Поглощение анализировали с помощью спектрофотометрического ридера микропланшетов Multiskan SkyHigh Microplate Spectrophotometer («Thermo Fisher Scientific Inc.», США) при длинах волн 570 нм и 600 нм. Результаты оценивали по формуле:

$$Жизнеспособность\ клеток\ \left(\%\right)\ =\ {{\left(О2\times О1\right)-(О1\times А2)}\over {\left(О2\times Р1\right)-(О1\times Р2)}}\times 100\%, $$
(1)
где: O1 – молярный коэффициент экстинкции (E) окисленного AlamarBlue при 570 нм (80586), O2 – E окисленного AlamarBlue при 600 нм (117216), A1 – поглощение тестовых лунок при 570 нм, A2 – коэффициент поглощения тестовых лунок при 600 нм, P1 – поглощение положительных контрольных лунок для роста (клетки плюс AlamarBlue, но без тестируемого агента) при 570 нм, P2 – поглощение лунок для положительного контроля роста (клетки плюс AlamarBlue, но без тестируемого агента) при 600 нм.

Культивирование культура SH-SY5Y с рифампицином

Рифампицин (рифампицин, лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий 150 мг, «Белмедпрепараты», Беларусь) растворяли в диметилсульфоксиде (ДМСО) («Merck KGaA», Германия) и вносили в среду в трех концентрациях – 25 мМ, 50 мМ, 100 мМ за 2 ч (по 5 лунок каждая) до добавления этанола и на 2 ч после добавления этанола (5 лунок каждая). В качестве контроля использовали с содержанием культивируемой среды (10 лунок) и лунки с добавлением ДМСО (5 лунок).

Выделение РНК и ОТ-ПЦР

Выделение тотальной РНК выполняли реагентом ExtractRNA («Евроген», Россия) в полном соответствии с инструкцией производителя. Концентрацию полученной РНК измеряли на спектрофотометре Implen NanoPhotometer P330 («Implen», Германия), чистоту выделенного продукта оценивали по отношению А260/А280 (в норме ≥ 1.8). Синтез кДНК проводили методом обратной транскрипции (ОТ) в 20 мкл с использованием набора реактивов MMLV RT kit («Евроген», Россия) в полном соответствии с инструкцией производителя. Полимеразную цепную реакцию (ПЦР) с детекцией в режиме реального времени (Mx3005P, «Stratagene», США) проводили в 10 мкл реакционной смеси, содержащей SYBR Green («Biolabmix», Россия), смесь специфических прямых и обратных праймеров («Beagle», Россия) (табл. 1), подобранных с использованием программного обеспечения Primer-BLAST. Полученные данные нормировали к уровню гена Gapdh и рассчитывали в относительных единицах по отношению к содержанию мРНК изучаемого гена методом 2ΔΔСt [14].

Закрыть окно
Таблица 1. Последовательность праймеров

Статистическая обработка данных

 Для статистической обработки полученных результатов использовали программное обеспечение Graph Pad Prizm v. 6. Для сравнения групп применяли U-критерий Манна-Уитни для независимых малых выборок. Нормальность распределения полученных значений проверяли тестом Д'Агостино-Пирсона. Различия считали статистически значимыми при значении р≤0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Была выполнена оценка жизнеспособности клеток нейробластомы SH-SY5Y при моделировании длительного воздействия этанола на организм. Представленные данные были нормированы по уровню значений в группе контроля, не содержащей этанола и ДМСО (рис. 1). Выживаемость культуры клеток после инкубации в этаноле (100 мМ) в течение 24 ч составила более 70 %, в ДМСО в течение 2 ч более 80%.

Добавление к культуре клеток раствора Rif на 2 ч повысила выживаемость клеток SH-SY5Y как в случае добавления до инкубации клеток в этаноле, так и в случае добавления Rif после инкубации, однако в последнем случае значимым эффект был лишь только при добавлении Rif в самой высокой дозировке (100 мМ).

Рисунок 1. Жизнеспособность культуры SH-SY5Y через 24 ч инкубации в растворе этанола (100 мМ) и через 2 часа инкубации с ДМСО и Rif (*p≤0.05 относительно этанола).

Длительная инкубация клеток в этаноле вызвала повышение относительного уровня мРНК TLR4 и IL1β. Предварительная инкубация клеток с Rif (25-100 мМ) до инкубации клеток в растворе этанола сохраняла уровень мРНК TLR4 на уровне контрольных значений во всех трех экспериментальных группах, при этом инкубация клеток с Rif после длительной инкубации клеток с этанолом дозозависимо снижала содержание мРНК TLR4. Rif 100 мМ оказал наиболее выраженный эффект. Предварительная инкубация клеток с Rif (25-100 мМ) блокировала экспрессию IL1β, При этом использование Rif после воздействия этанола дозозависимо снижало уровень мРНК IL1β, блокируя экспрессии цитокина при применении Rif 100 мМ.

Рисунок 2. Относительный уровень содержания мРНК TLR4 (слева) и IL1β (справа) (*p≤0.05 относительно контроля, #p≤0.05 относительно этанола).

Нейропротекторный эффект Rif был обнаружен в ходе эпидемиологических исследований пациентов с лепрой, которые принимали Rif в качестве терапии. Было замечено, что у таких пациентов низкий уровень заболеваемости нейродегенеративными патологиями [12]. Дальнейшие экспериментальные наблюдения на разных моделях нейровоспаления показали способность Rif снижать уровень провоспалительных цитокинов [6-1015], содержание β-амилоида при моделировании болезни Альцгеймера [16], α-синуклеина при моделировании болезни Паркинсона [17-18]. На модели демиелинизации мозолистого тела было показано снижение апоптотической активности, а предварительное введение Rif подавляло индуцированную литий-пилокарпином нейродегенерацию гиппокампа, снижая уровень цитохрома с в гиппокампе [8-9].

В исследовании на культуре микроглиальных клеток были получены сведения о конкуренции Rif и липополисахарида за связывание с белком MD2. Белок MD2 является корецептором TLR4 и необходим для связывания лиганда TLR4 с последующей активацией TLR4-сигнализации. Rif, связываясь с MD2, способствовал ингибированию TLR4-сигнальный путей в эксперименте [11-12].

Рисунок 3. Предполагаемый механизм действия Rif.

Результаты нашего эксперимента показали активацию генов Il1β и Tlr4, данные подтверждают полученные ранее другими исследователями результаты с использованием модели длительного воздействия этанола на культуру клеток SH-SY5Y [19-21]. Однако еще остается открытым вопрос относительно механизма воздействия этанола на активацию генов нейровоспаления. Клетки нейробластомы SH-SY5Y часто используютв качестве in vitro моделей для изучения механизмов дифференцировки нейронов; они являются адренергическими по фенотипу, но также экспрессируют дофаминергические маркеры. Данная клеточная культура не является зрелой нейроглиальной клеткой, однако при воздействии этанола отмечается реакция к активации генов воспаления без поступающих сигналов от кокультивируемых каких-либо других клеток, как это было показано ранее в другом эксперименте, где добавление питательной среды от культивируемых клеток микроглии к клеткам SH-SY5Y вызвало их активацию [21]. Таким образом, мы наблюдаем механизм ответной защитной реакции одних лишь клеток SH-SY5Y на воздействие этанола. Результаты эксперимента позволяют предположить, что провоспалительный ответ на этанол опосредуется TLR4-зависимым путем, так как добавление Rif, который способен нарушать проведение TLR4-сигнализации, до инкубации клеток в этаноле значимо ингибировал экспрессию генов Il1β и Tlr4. При этом эффект был получен независимо от используемой дозировки Rif. Добавление же Rif после длительной инкубации клеток в растворе этанола снижало уровень экспрессии генов Il1β и Tlr4 дозозависимо и эффект был значим лишь только при применении Rif в самой высокой концентрации в нашем эксперименте (100 мМ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование подтверждает способность Rif оказывать влияние на экспрессии генов нейровоспаления, при этом наиболее значимый эффект был получен при добавлении Rif (20-100 мМ) до инкубации клеток SH-SY5Y в растворе этанола, что указывает на способность Rif ингибировать пути активации провоспалительного ответа клетками SH-SY5Y на длительно присутствующий этанол в питательной среде. Представляется интересным в дальнейшем исследовать данный эффект на других клеточных линиях нервной ткани, а также в экспериментах in vivo. Дальнейшие исследования нейропротекторых механизмов, оказываемых Rif, могут способствовать его внедрению в качестве нейропротектора в клиническую наркологическую практику для коррекции нейровоспалительных событий в ЦНС, развивающихся при длительном употреблении алкоголя.

СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

В работе не проводились исследования с использованием людей или животных в качестве объектов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России (2022-2025 гг.) «Поиск молекулярных мишеней для фармакологического воздействия при аддиктивных и нейроэндокринных нарушениях и создание новых фармакологически активных веществ, действующих на рецепторы ЦНС», шифр FGWG-2022-0004.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Airapetov, M.I., Eresko, S.O., Lebedev, A.A., Bychkov, E.R., Shabanov, P.D. (2020) The role of toll-like receptors in the neuroimmunology of alcoholism. Biomeditsinskaya Khimiya, 66(3), 208-215. DOI
  2. Crews, F.T., Zou, J., Qin, L. (2011) Induction of innate immune genes in brain create the neurobiology of addiction. Brain, Behavior, and Immunity, 25(Suppl.1), 4-12. DOI
  3. Crews, F.T., Vetreno, R.P. (2014) Neuroimmune basis of alcoholic brain damage. Int. Rev. Neurobiol., 118, 315-357. DOI
  4. Crews, F.T., Vetreno, R.P. (2016) Mechanisms of neuroimmune gene induction in alcoholism. Psychopharmacology (Berl), 233(9), 1543-57. DOI
  5. Coleman, L.G.J., Crews, F.T. (2018) Innate immune signaling and alcohol use disorders. Handb. Exp. Pharmacol., 248, 369-396. DOI
  6. Bi, W., Zhu, L., Wang, C. (2011) Rifampicin inhibits microglial inflammation and improves neuron survival against inflammation. Brain. Res., 1395, 12-20. DOI
  7. Yurtsever, İ., Üstündağ, Ü.V., Ünal, İ., Ateş, P.S., Emekli-Alturfan, E. (2022) Rifampicin decreases neuroinflammation to maintain mitochondrial function and calcium homeostasis in rotenone-treated zebrafish. Drug Chem. Toxicol., 45(4), 1544-1551. DOI
  8. Zahednasab, H., Firouzi M., Kaboudanian-Ardestani, S., Mojallal-Tabatabaei, Z., Karampour, S., Keyvani, H. (2019) The protective effect of rifampicin on behavioral deficits, biochemical, and neuropathological changes in a cuprizone model of demyelination. Cytokine, 113, 417-426. DOI
  9. Airapetov, M.I., Eresko, S.O., Ignatova, P.D., et al. (2023) The effect of rifampicin on expression of the toll-like receptor system genes in the forebrain cortex of rats prenatally exposed to alcohol. Biomeditsinskaya Khimiya, 69(4), 228-234. DOI
  10. Airapetov, M.I., Eresko, S.O., Skabelkin, D.A., et al. (2022) The effect of rifampicin on the system of toll-like receptors in the nucleus accumbens of the brain of long-term alcoholized rats during alcohol withdrawal. Biomeditsinskaya Khimiya, 68(4), 279-287. DOI
  11. Wang, X., Grace, P.M., Pham, M.N., Cheng, K., Strand, K.A., Smith, C., Li, J., Watkins, L.R., Yin, H. (2013) Rifampin inhibits toll-like receptor 4 signaling by targeting myeloid differentiation protein 2 and attenuates neuropathic pain. FASEB J., 27(7), 2713-2722. DOI
  12. Bi, W., Cheng, X., Zeng, Z., Zhou, R., Luo, R., Zhang, J., Zhu, L. (2021) Rifampicin ameliorates lipopolysaccharide-induced cognitive and motor impairments via inhibition of the TLR4/MyD88/NF-κB signaling pathway in mice. Neurol. Res., 43(5), 358-371. DOI
  13. Kumar, P., Nagarajan, A., Uchil, P.D. (2018) Analysis of cell viability by the alamar blue assay. Cold Spring Harb. Protoc., 2018(6), 095489. DOI
  14. Livak, K.J., Schmittgen,T.D. (2001) Analysis of relative gene expression data using real-time quantitative PCR and the 2(-Delta Delta C(T)) Method. Methods., 25(4), 402-408. DOI:10.1006/meth.2001.1262
  15. Yulug, B., Hanoglu, L., Kilic, E., Schabitz, W.R. (2014) RIFAMPICIN: an antibiotic with brain protective function. Brain Res. Bull., 107, 37-42. DOI
  16. Umeda, T., Uekado, R., Shigemori, K., Eguchi, H., Tomiyama, T. (2022) Nasal rifampicin halts the progression of tauopathy by inhibiting tau oligomer propagation in alzheimer brain extract-injected mice. Biomedicines, 10(2), 297. DOI
  17. Umeda, T., Hatanaka, Y., Sakai, A., Tomiyama, T. (2021) Nasal rifampicin improves cognition in a mouse model of dementia with lewy bodies by reducing α-synuclein oligomers. Int. J. Mol. Sci., 22(16), 8453. DOI
  18. Acuña, L., Hamadat, S., Corbalán, N.S. (2019) Rifampicin and its derivative rifampicin quinone reduce microglial inflammatory responses and neurodegeneration induced in vitro by α-synuclein fibrillary aggregates. Cells, 8(8), 776. DOI
  19. Getachew, B., Csoka, A.B., Tizabi, Y. (2022) Dihydromyricetin protects against ethanol-induced toxicity in SH-SY5Y cell line: role of GABAA receptor. Neurotox. Res., 40(3), 892-899. DOI
  20. Wernicke, C., Hellmann, J., Finckh, U., Rommelspacher, H. (2010) Chronic ethanol exposure changes dopamine D2 receptor splicing during retinoic acid-induced differentiation of human SH-SY5Y cells. Pharmacol. Rep., 62(4), 649-663. DOI
  21. Lawrimore, C.J., Coleman, L.G., Zou, J., Crews, F.T. (2019) Ethanol induction of innate immune signals across bv2 microglia and SH-SY5Y neuroblastoma involves induction of IL-4 and IL-13. Brain. Sci, 9(9), 228. DOI